Шри Гуру-таттва. Глава 1. Часть 1.

Дорогие преданные! Примите наши смиренные поклоны. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Шрипада Бхактиведанты Шуддхадвайти Махараджа «Шри Гуру-таттва», впервые опубликованной в 1994 г. Эта книга целиком посвящена описанию качеств и признаков подлинного духовного учителя (гуру-таттве). Гуру-таттва – первый принцип, который должен постичь искатель Истины. Потому что Истина принадлежит Учителю. Лишь тем, кто смиренно приблизился к Учителю, задает уместные вопросы и служит ему, – открывается Истина. Иначе подлинное понимание бхакти, бхавы и премы никогда не откроется в сердце.
Книга украшена цитатами из писаний и авторитетными высказываниями ачарьев о положении Учителя и о том, как выстраивать свои отношения с ним.
Когда шикша-гуру
Свами БВ Шуддхадвайти нитья-лила правишта Шрила Гоур Говинда Махарадж прочел эту книгу, он сказал, что аргументы автора этой книги неопровержимы и она достойна печати и распространения. Эта книга одобрена Шрилой Гоур Говиндой Махараджем, а значит всей нашей гуру-варгой, в которую входит и наш Шрила Гурудев.

Опубликованные части книги: 
Гуру-таттва. Глава 1, часть 1   • Гуру-таттва. Глава 1, часть 2    
Гуру-таттва. Глава 1, часть 3



Шрипад Бхактиведанта Шуддхадвайти Махарадж

Искреннее понимание

Шрила Прабхупада, ачарья-основатель ИСККОН, выдающийся представитель науки бхакти-йоги, иногда употреблял слово «гуру» в значении «проповедник». Однако смысл его учения по гуру-таттве – подчеркнуть невероятно возвышенные качества истинного духовного учителя, или сад-гуру. Подлинный гуру должен быть чистым преданным, осознавшей себя освобожденной душой. В идеале он должен быть уттама-адхикари, махабхагаватой.

Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души способны дать тебе знание, ибо они видят истину». (Б.-г., 4.34).

В настоящее время существуют различные представления о гуру, но в этом стихе дается правильное понимание качеств истинного духовного учителя. Он должен быть осознавшей себя душой и видеть истину – тогда он сможет вложить духовное знание в сердце своего ученика.

Что такое Истина? «Таттва-васту Кришна» – Кришна является Абсолютной Истиной. Таким образом, видящий истину должен видеть Кришну. С другой точки зрения Таттва, Абсолютная Истина, Адвайя Гьяна, Недвойственная Субстанция обладает тремя аспектами: Брахмана, Параматмы и Бхагавана. (Ш.-Б., 1.2.11), Следовательно, необходимо быть как минимум душой, осознавшей Брахман, а значит, достичь уровня освобождения, или стадии брахма-бхута, чтобы считаться истинным сад-гуру. Это происходит на границе стадий ништхи и ручи, на уровне мадхъяма-адхикари.

В «Шримад-Бхагаватам» говорится: «Человек должен возвыситься как минимум до второго класса преданности, чтобы познать Абсолютную Истину». (Ш.-Б., 1.2.12), Шрила Прабхупада вновь и вновь указывал на эту стадию как на минимально приемлемый уровень, которого следует достичь прежде, чем стать инициирующим духовным учителем, или дикша-гуру.

Гуру-таттва

Существуют различные классы духовных учителей, такие как каништха-адхикари (неприемлемый вариант), ништха (условно приемлемый вариант), ручи (удовлетворительный вариант), асакти (хороший вариант), бхава (очень хороший вариант) и нитья-сиддха (наилучший вариант). Существует огромная потребность в обучении по гуру-таттве. Образовательная программа по этой таттве необходима, прежде всего, для того, чтобы помочь искателям истины понять ограниченные возможности гуру, который не обладает высокой квалификацией. Тема гуру-таттвы очень обширна. Нет темы, о которой Шрила Прабхупада говорил бы больше. Преуменьшение важности высокой квалификации гуру наносит величайший ущерб вайшнавскому сообществу. О дереве судят по плодам. Уже неоднократно случалось так, что недостаточная квалификация дикша-гуру приводила к большим неприятностям и даже к катастрофам. Этот принцип отражен повсюду в шастрах, явленных писаниях, и в вайшнавском мире. Если кто-то преждевременно дает инициацию, не соответствуя при этом критериям, данным в шастрах, то он, в лучшем случае, является вартма-прадакшака гуру (той личностью, которая приводит к началу духовного пути).

Существуют преданные высшего (уттама), среднего (мадхъяма) и низшего (каништха) уровней. Наше понимание должно базироваться на всеобъемлющих наставлениях Шрилы Прабхупады и шастр, из которых он взял свое учение, утверждающее, что дикша-гуру без сомнений должен быть чистым преданным, таттва-дарши (тем, кто видит Истину).

Он должен быть осознавшей себя, освобожденной душой, или уттама-адхикари. Такой возвышенный преданный нисходит (или, скорее, приспосабливает свое видение) до уровня мадхъямы, чтобы проповедовать сознание Кришны. Уровень мадхъяма-адхикари – минимально допустимый уровень гуру, в то время как каништха-адхикари – неприемлемый уровень. В «Харинама-Чинтамани» Шрилы Бхактивиноды Тхакура утверждается, что необходимо принять дикшу от вайшнава, но стадия мадхъямы отмечает собой начало вайшнавизма. Преданного уровня каништха-адхикари называют «вайшнава-абхасой», или «почти вайшнавом».

Качества истинного духовного учителя (сад-гуру)

Существует только один гуруади-гуру, изначальный наставник, Бхагаван Шри Кришна, который как Шри Гуру принимает различные облики. Духовным учителем не становятся по собственному желанию, по чьему-то вдохновению или путем голосования. Только Кришна, и никто иной, решает, кто может представлять Его. В идеале, гуру – это сварупа-шакти пушта парикара, вечный спутник Господа. Он наделен и пропитан гуру-шакти, особой энергией Господа. Сварупа означает «сам». Кришна вкладывает Себя в подходящую личность, то есть наделяет ее Своими качествами. Шрила Прабхупада говорит, что гуру – это не тело гуру, а принцип, воплощенный в духовном учителе.

«Кришна и Его представитель неотличны друг от друга. Духовный учитель – это принцип, а не тело». (из письма Ш.П. от 28/4/1968).

Итак, гуру является совершенным преданным, владеющим полномочиями и силой, которыми его наделил Сам Кришна. Он является гуру, потому что Кришна избрал его за чистую любовь к Себе и наделил силой представлять Себя. «Господь дает Своему чистому преданному силу распространять Его милость (сва-крипа-шакти) по собственному усмотрению». («Мадхурья-кадамбини», глава 1). Поэтому, чтобы получить такие полномочия, необходимо на самом деле иметь истинную связь с Кришной. Милость приходит через достойную личность.

Господь дает нам знание о Себе через Шри Гуру. Говорится, что: «Поскольку мы не можем видеть Сверхдушу, Она предстает перед нами как освобожденный преданный». (Ч.-ч., Ади, 1.58).

«Хотя я знаю моего духовного учителя как преданного Господа, я также знаю его как Его полное проявление». (Ч.-ч., Ади, 1.44). Таков гуру, и это необходимо понять. Не следует «читать» дикша-гуру там, где Шрила Прабхупада просто говорит о проповеднике. И не нужно, поддавшись ошибочной логике, считать, что, раз дикша-гуру – проповедник, значит, всех проповедников можно считать дикша-гуру, независимо от их адхикара, способности быть гуру.

Его возвышенные качества

«Обычно, признаком гуру является то, что он – совершенный преданный, вот и все». («Совершенные вопросы, совершенные ответы») Гуру-теоретик может помочь нам лишь частично. Он должен утвердиться в Абсолютной Истине. Гуру является лучшим из преданных. «Если кто-то не является чистым преданным, как он может быть гуру? Духовный учитель означает «представитель Бога», но кто может стать таковым? Он является представителем Кришны, потому что он – Его самый доверенный слуга». (Из письма Ш.П. от 23/10/1972).

Только общество чистого преданного способствует развитию чистой бхакти, поскольку Господь открывает Свою собственную таттву, истину о Самом Себе, только тем ищущим душам, которые безусловно предались стопам нишкинчана бхагавата бхакты, совершенного преданного Господа. Кришна является как Шри Гурудева. «Он обязан обеспечить все трансцендентные потребности». (Ч.-ч., Ади, Мадхья 24.330).

Тот, кто еще не достиг уровня освобождения, не должен браться за невыполнимую задачу и пытаться стать вечным духовным учителем другой обусловленной души. Это собьет обоих с истинного пути. Если человек не может обеспечить ученика всем необходимым, о чем говорится ниже, а лишь воображает, что может (подобно христианам, которые считают, что могут дать другим любовь к Христу), то такой человек на самом деле – лишь обманщик.

Поглощение кармы

Что такое дикша? Гуру дает дивья-гьяну и забирает греховные реакции ученика: дийате, кшийате, что-то дается, что-то забирается – вот что такое дикша. Дикша не зависит от формальностей или церемоний. От чего она зависит? От способности гуру. Но это дело не одного мгновения, а длительный процесс обучения в школе дикши. Только тот является настоящим дикша-гуру, кто может дать дивья-гьяну и спасти от материальных оков.

Как гуру забирает карму? Шрила Прабхупада привел пример вентилятора, выключенного из розетки. Чтобы суметь выключить его, гуру должен быть уполномоченным представителем Господа, а не самозванцем, ставшим гуру по собственной инициативе. («Нектар преданности»). Кришна наделяет своих чистых преданных бхакти-шакти и крипа-шакти (энергией милости). Своей силой гуру, уполномоченный Господом, благословляет искреннего ученика. Затем, практикуя, согласно полученной от авторитетного гуру дивья-гьяне, и воспевая Святое Имя, ученик достигает момента, когда исчезают все греховные реакции. Гуру защищает ученика, и это нейтрализует все последствия греховных действий. (Ш.-Б., 9.9.8).

Нужно еще учитывать степень предания ученика. «Функция дикши – даровать духовное просветление, уничтожая греховность. Однако фактический результат зависит от степени готовности к взаимодействию со стороны ученика и, следовательно, различен в каждом конкретном случае… Во время дикша-инициации дается начальный импульс, природа которого варьируется в зависимости от состояния получателя». (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати).

Когда ученик полностью предается, он освобождается от последствий греховной деятельности. До тех пор, пока предание частичное, искусственное, обусловленное, ученик достигает только частичного освобождения.

Настоящая инициация не происходит автоматически во время церемонии ягьи, огненного жертвоприношения. Дикша-инициация считается завершенной по достижении бхава-бхакти. Шрила Прабхупада упоминает, что, если гуру недоволен учеником, можно даже получить семена материальных желаний, кармы, деятельности, направленной на получение плодов, и гьяны, культивации знаний с целью получить освобождение, вместо бхакти-латы биджи, семени ростка преданности. (Ч.-ч., Мадхъя, 19.152).

Вот что Шрила Прабхупада говорит в книге «Совершенные вопросы, совершенные ответы»:

«Шьямасундара дас:

– Вы как-то говорили, что время от времени испытываете недомогание или боль из-за греховных поступков своих учеников. Может ли иногда болезнь быть вызвана этим?

Шрила Прабхупада:

– Кришна говорит: «Я избавлю тебя от всех последствий греха. Не бойся».

Это значит, что Кришна настолько могуществен, что может тотчас же принять на Себя грехи со всех живых существ и сделать их праведниками. Но когда живое существо действует от имени Кришны, оно тоже отвечает за греховные поступки своих учеников. Поэтому быть гуру – нелегкая задача.

Он должен поглотить и переварить весь яд. Поэтому иногда – ведь гуру не Кришна – у него бывают трудности. Вот почему Чайтанья Махапрабху предупреждал: «Не принимайте много учеников». Это факт. На духовного учителя ложится ответственность за все греховные поступки его учеников. Поэтому принимать много учеников рискованно, если вы не способны «поглотить» все их грехи. Об этом говорится и в Библии. Иисус Христос взял на себя грехи всего человечества и пожертвовал своей жизнью. Такова ответственность, возложенная на духовного учителя. Так как Кришна – это Кришна, Он – апапа-виддха, то есть на Него не действуют никакие греховные последствия. Но живое существо иногда подвергается их влиянию, потому что оно ничтожно мало. Это как большой костер и маленький огонек. Если положить крупный предмет на маленький огонек, он может погаснуть, но что бы вы ни бросили в большой костер, все сгорит без следа.

Когда духовный учитель страдает, его спасает Кришна. Кришна думает: «Он взял на себя такую огромную ответственность, чтобы освободить падших». Кришна всегда рядом, потому что духовный учитель идет на риск ради Него. Иногда духовный учитель испытывает боль, и ученики должны понимать: «Духовный учитель страдает из-за наших греховных поступков». («Совершенные вопросы, совершенные ответы»).

Итак, вновь возникает вопрос об авторитетности. Если кто-то становится гуру, не имея квалификации, он обязан страдать. Истинный гуру испытывает такую сильную любовь к Кришне, что он хочет, чтобы все остальные так же отдали свою любовь Ему, чтобы Господь не был лишен любви своих неотъемлемых частичек (джива-амша). В то же время, поскольку он любит Кришну и видит всех в качестве Его неотъемлемых частиц, сердце его истекает кровью от сострадания к падшим обусловленным душам. Таков гуру. Шрила Гоур Говинда Махарадж говорил: «Гуру означает «страдать за обусловленные души». Это еще одна причина, почему гуру так дорог Кришне. В «Шримад-Бхагаватам» (8.4.15) так же упоминается, что гуру приходится страдать от ночных кошмаров из-за последствий греховных поступков своих учеников. И «Когда духовный учитель принимает ученика, он, естественно, принимает на себя грехи своего ученика и их последствия. Если если он недостаточно могуществен, он не сможет поглотить все последствия греховной деятельности своих учеников. Поэтому если в нем недостаточно силы, ему придется страдать от последствий. Вот почему такому гуру запрещается принимать много учеников». (Ч.-ч., Мадхья, 22.118).

Шрила Прабхупада также говорит в письме: «Он не освобожденная личность. Он не может инициировать кого-то в сознание Кришны. Это требует особого благословения от высших авторитетов». (Из письма Ш.П.)  Кто такие эти высшие авторитеты? Гуру и Кришна. «Самозванец не может быть гуру. Подлинный гуру должен утвердить его в этом положении, тогда он будет гуру. Гуру назначается свыше, а не выдвигает себя сам». (Из лекции Ш.П. от 31/10/1972). «Никто не может стать гуру, пока не получит на то приказ от Всевышнего». (Из лекции Ш.П. от 12/7/1975).

Кто-то говорит, что гуру может упасть, так как он принимает на себя карму своих учеников. Но Шрила Прабхупада по-другому объясняет падение таких «гуру»: «Если кто-то следует приказу своего гуру, он никогда не упадет. Как только глупый ученик пытается превзойти своего гуру и беспокоится о том, как бы занять его пост, он тут же падает». (Ш.-Б., 5.12.14). И «Истинный гуру никогда не падает». («Нектар преданности»). И далее: «Грязь материальных качеств не может даже прикоснуться к ним», «Преданный высшей категории не падёт, даже если для проповеди он будет общаться с непреданными». (Ч.-ч., Мадхья, 22.71). И далее: «Не следует имитировать поведение уттама-адхикари, иначе тот, кто так поступает, немедленно деградирует». («Упадешамрита», 5).

До тех пор, пока человек полностью не очистился, ему не следует претендовать на то, что он сможет вырвать с корнем грехи другой обусловленной души. Шрила Нараяна Махарадж также говорит, что карма сжигается могуществом милости гуру и Святого Имени.


Перевод с английского: Снигдха даси
Над текстом работали: Туласика даси, Наянамани даси, Джаянти даси, Елена Задорожная

"Господь открывает Себя только преданному и лишь тогда, когда полностью удовлетворен его стремлением служить".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 2.4.21 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020